Выставка "Автопортрет в кругу друзей"

Выставку «АВТОПОРТРЕТ В КРУГУ ДРУЗЕЙ» в витебском Художественном музее представляет Александр Николаевич Гвоздиков – витебский художник, работающий в монументальной и станковой скульптуре, член Белорусского Союза художников с 1985 года, продолжатель традиции реалистического творчества в пластике.

Александр Николаевич родился 29 ноября 1951 года в Витебске в художественной семье. С 14 лет занимался в студии Д.П. Генеральницкого, где постигал объём, трёхмерное видение произведения, понимание пространственного расположения  произведения и значение материала. Вместе с пластической анатомией изучал в студии рисунок, живопись и композицию. Дмитрий Павлович Генеральницкий помогал ученикам строить человеческое тело, объединять в скульптуре духовное и физическое, достигая необходимой в искусстве гармонии. Для А.Н. Гвоздикова учитель стал воплощением не только педагогического дара, но и высокого профессионализма художника.

Учёба на отделении скульптуры в Белорусском театрально-художественном институте (1970-1976) была связана с педагогикой и воздействием творчества Народного художника Беларуси А.О.Бембеля. Как педагог он прививал ученикам серьёзное и требовательное отношение к профессии и мастерству, глубокую любовь к скульптуре.

С 1976 года живет в Витебске, работает в монументальной и станковой пластике. Среди более чем сорока воплощенных в металле и бетоне произведений: мемориальный ансамбль, посвященный детям М. Шмырева, памятники Герою Сов. Союза А. Угловскому, художникам М. Шагалу и И. Хруцкому, святым Петру и Февронии; мемориальные доски: «Вся власть Советам», «Победа», генералам И. Черняховскому и И. Людникову и многие другие. Философская глубина присуща станковым работам Александра Николаевича. Таковы скульптуры «В бессмертие», «Джордано Бруно» и «Икар» из серии «Рождение полета» (1981), «Поцелуй Иуды» (1993). Многие работы автора, как, например, серия «Цена победы» (2005), посвящены Великой Отечественной войне. Скульптурные изображения художников и писателей, военачальников и актеров, просто людей, близких мастеру, заслуженно принесли ему славу блестящего портретиста.

Военная тематика остаётся наиглавнейшей в жизни А.Гвоздикова. Это связано с памятью об отце, со святым отношением к прошедшей войне. Интерес к военной тематике подпитывается постоянной дружбой скульптора с военными, с его живым интересом к военным мемуарам и ко всей военной литературе.

Первая монументальная работа Александра Гвоздикова, его дипломная работа – монумент-памятник Анатолию Угловскому, Герою Советского Союза (1978г.). Эта скульптура стала знаковой. Размер, форма, цвет, движение-состояние – гармония всех составляющих была достигнута. Совокупный портрет поколения, которое вступило в войну юношами, которому выпало мужское испытание, у которого оказался мощным духовный накал, и тот огонь, что потом станет символом в вечном огне, горел в их глазах.

Бронзовый бюст Героя Советского Союза Михаила Сильницкого был создан через несколько лет в 1981 году.

Скульптуры А.Гвоздикова можно «читать» как авторские новеллы или как стихи, исполненные трагического звучания. Вряд ли оставит кого-либо равнодушным его серия «Цена Победы». Она состоит из нескольких сюжетных композиций и одиночных фигур: «Заложники», «Апофеоз», «Я – генерал Власов» и «Ма-ма-а!!!»

Тема художника в творчестве А.Н. Гвоздикова представлена в первую очередь памятником Марку Шагалу, который сооружён в 1992 году на улице Покровской в Витебске. Этот памятник расположен на неширокой площади между невысокими зданиями, и это пространство делает его кабинетным, интимным. В зависимости от освещения поверхность фигуры и лица М.Шагала мерцает скользящими тенями, которые меняют выражение каждого мускула. Лицо становится живым, обработка поверхности, подчиняясь воздушной среде, сохраняет главное состояние персонажа.

Мышлению А. Гвоздикова не свойственна брутальность, его работы не вспучиваются изнутри, и материал всегда подчинён его воле. Объёмы спокойно перетекают, и силуэтные очертания в его работах непрерывны. Для художника решающее значение имеет композиция и её выразительность, а также жест. Сдержанные и вместе с тем наполненные  внутренней значительностью, жесты в его скульптурах всегда значимы и поддерживают смысл всей композиции. Каждая его работа подчинена музыкальному ритму, создающему свои особые оттенки мелодии.

А. Гвоздиков утверждает в качестве главного объекта человеческое тело и лицо. Он мыслит традиционной классической формой, активизируя объём  со сложными его переходами в зависимости от внутреннего смысла произведения. Основное содержание его работ  рассчитано на фронтальное восприятие, когда ясность формы и чёткость  соотношения её частей  наиболее полно  открывают замысел художника. Более всего это относится к портретам, которые не обязательно предполагают их круговой обзор и которые рассматриваются обычно на близком расстоянии. Портреты, созданные А.Гвоздиковым, чаще всего не открываются вовне, наоборот, – это сосредоточенные на себе  персонажи. Важным для художника является их настроение, вибрация внутреннего мира, тайна, спрятанная внутри.

В творчестве А.Гвоздикова понятие школы и традиции искусства скульптуры отражено чётко и последовательно. Он художник-монументалист, и в значительной мере его работы были отражением идей пропаганды. Они обращены к массе и декларативны, поэтому остаются памятником времени и художественному мышлению времени. Крупные размеры, прочность материала, идейный замысел соотносились с предельной типизацией монументов. Здесь очевидна приверженность закономерностям массового искусства с его ясностью мотива, реализмом формы, профессионализмом исполнения и предельной  простотой для понимания.

Произведения А.Н.Гвоздикова находятся в г.Нинбурге (Германия), Музее М.Шагала во Франции. В фонде витебского Художественного музея хранится  5 работ А.Гвоздикова: бронзовая скульптура «Победа», мемориальная доска на здании музея, бюсты И.Е.Репина, В.И.Ральцевича, Е.С.Кузнецова.

Выставка работ А.Гвоздикова «АВТОПОРТРЕТ В КРУГУ ДРУЗЕЙ» работает с 17 января по 12 февраля 2017 года. 

 

Русский
X